Четверг, 28.03.2024, 15:04

..



Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · Браузер: « v»
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Всё об «Электроника БК0010(-01), БК0011(М)»! » Газеты | Документации | Статьи | Журналы » Газеты на «БК001x» » «Return» » «Return 6» [14.04.1997] (Автор: Terra software Inc. [Тимофеев А.А.])
«Return 6» [14.04.1997]
-=RUS=-Дата: Четверг, 01.05.2014, 00:19 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 352
Репутация: 1
Статус: Offline

════════════════════════════════════════════════════════════════

 RRRRRR   EEEEEE TTTTTTTT UU     UU RRRRRR   NN    NN    666666
 RR   RR  EE        TT    UU     UU RR   RR  NN    NN   66
 RR   RR  EE        TT    UU     UU RR   RR  NNN   NN  66
 RRRRRR   EEEEE     TT    UU     UU RRRRRR   NN NN NN  6666666
 RR   RR  EE        TT    UU     UU RR   RR  NN   NNN  66    66
 RR    RR EE        TT    UU     UU RR    RR NN    NN  66    66
 RR    RR EEEEEE    TT     UUUUUUU  RR    RR NN    NN   666666

                  Hackers club Podolsk city

                     Terra software Inc.

════════════════════════════════════════════════════════════════

   Много байтов утекло с тех пор, как вышел  предыдущий  номер
RETURN'а (см. 2 раздел выпуска), но зато  произошло,  а  может
быть только собирается произойти, множество важных  событий  в
программном и аппаратном обеспечении БК.

     1. БКмания'97
     2. Новости.
     3. Кто ходит в гости...
     4. Вышел Conan погулять
     5. Stereo-COVOX.
     6. Ремонт клавиатуры
     7. Системный раздел.

    ┌────────────────────┐
════╡ 1. БКмания'97      ╞══════════════════════════════════════
    └────────────────────┘

   Сие грандиозное событие перенеслось  по  словам  Александра
Мачуговского на июль-авуст, и будет проводится совместно с од-
назначным событием среди AMIG и ibm (интересно как все это бу-
дет выглядеть).
   Конкурс будет проходить два дня. В первый день соберут  ра-
боты, и жури, в составе ????, будет их просматривать и прослу-
шивать. Во второй день все лучшее будет предъявлено собравшим-
ся.
   Условия поставленные перед участниками несколько смягчились
в области MegaDEMO, но в 4K-intro будет  строгий  контроль  на
обращение к ПЗУ, и прочим внешним резервам.

                         COVOX music

   На конкурс будет приниматься не более двух мелодий от одно-
го человека. Это связано с тем, что предвидится большой  завал
в этой области. Не растягивайте мелодию более чем на  5  минут
(мое личное мнение).

                           MegaDEMO

   Компьютер: БК11М (вся память)
   Объем на диске: 256кБт (512. блоков)
   Музыка: AY, COVOX
   Продолжительность: не более 15 минут
   С диска загружаться можно!

                           4К-intro

   Компьютер: БК10 и БК11М (использовать только ОЗУ 0-100000)
   Объем на диске: 10000 байт (4098.-десятичное)
   Музыка: не разрешена
   Продолжительность: не более 3 минут

    ┌────────────────────┐
════╡ 2. Новости         ╞══════════════════════════════════════
    └────────────────────┘

   Увидев у меня справочник "МП и МП комплекты ИМС" под редак-
цией  В.А.Шахнова,  CD  inc.  (автор   небезызвестной   газеты
PAVLOVO), заинтересовался подключением процессора КМ1801ВМ2  к
БК. Правда, Самара покрикивает, что они уже это сделали...

   Flame assotiasion продолжают работу  над  игрой  Prince  of
Persia. В заготовке игры уже меньше глюков  в  отличии  от  их
первой демонстрации; можно пить воду из кувшинов,  брать  меч,
но пока нет стражников... Дерзайте Flam'ы!!!

   А еще Flame написали крутой архиватор под ANDOS "LZ" и  ре-
дактор электрических схем "Set".

   В последнее  время весьма оживились  казанские  программеры
(вышло уже 2 сборника БКман), и если бы не один урод, портящий
всю картину (я надеюсь ясно о ком идет речь)...

   Я всерьез занялся подключением CD-ROM к БК. Уже есть  прог-
рамма позволяющая проигрывать аудио компактдиски. Возможно бу-
дет создан драйвер для чтения CD с данными.

   На БК скоро появится проигрыватель  MOD-файлов  практически
любых размеров. Исследования в этой области уже успешно ведут-
ся. WAV-файлы любых  размеров  уже  свободно  проигрываются  с
"винта" благодаря совместным усилиям Terra software, EG и RDC.

   В Самаре пишется новый SST-редактор. Он будет иметь 3  пол-
ноценных голоса, кучу наворотов, и будет работать в CSIDOS.

    ┌──────────────────────────┐
════╡ 3. Кто ходит в гости...  ╞═══════════════════════════════
    └──────────────────────────┘

   ...к RDC, тот поступает мудро. Так мы (я и Алексей  Пырков)
сделали. Рано утром в  12:00  мы,  предусмотрительно  захватив
банку "Sprite", вломились в его квартиру в качестве  прошенных
гостей ;-)
   Денис обещал нам дать кучу своих исходников с БК и Союз-Не-
она, так как он уже давно перешел на AMIGA. С начала  он  стал
показывать и рассказывать, какая это крутая машина (а это  так
и есть), но когда дело дошло до исходников, тут вышел  неболь-
шой облом - БК'шки у RDC'шника не было  (последние  разработки
находились на винте, а сама БК у HOLD'a). Но к нашему  счастью
Денис перенес все свои старые архивы на CD-ROM 8-). Но тут нас
постигла следующая беда. AMIGA не поддерживает формат 10  бло-
ков на дорожку. Пришлось все записывать  в  убогом  формате  9
блоков на дорожку.
   Но все-таки, накачав полный диск всякой-всячины мы  доволь-
ные разъехались по домам - Алексей в Павловский Посад, ну а  я
к себе - в родной Подольск.

   ...к Карцеву, тот поступает еще мудрее...
   В 19:00 28 марта 1997 года состоялось великое событие,  ко-
торого так долго ждали. Произошла миниБКмания 97,  трехдневная
soft-вечеринка закончившаяся только к 14:00 30 марта.  Сколько
всякой-всячины друг о друга поимели собравшиеся здесь в Реуто-
во на квартире, любезно  предоставленной  Владимиром  (SHOCK).
Сколько необузданных идей родилось в  наших  головах,  сколько
было  выпито  пива...  Подробный   отчет   читайте   в   файле
"PARTY.VXT".

   ...и снова в гостях у RDC.
   6 апреля мы вновь побывали в гостях у Дениса  и  обзавелись
кучей полезной информации  на  трех  дисках  (программирование
HDD, CD-ROM, описание форматов различных файлов данных и  про-
чую всячину).

    ┌──────────────────────────┐
════╡ 4. Вышел Conan погулять  ╞═════════════════════════════════
    └──────────────────────────┘

   Уже гуляет по России моя игрушка CONAN, добралась она и  до
Казани. Я уже получил отзыв на игру, но не лично от  казанцев,
а через их газету BAZAR, которая мне очень нравиться (не толь-
ко за то, что она выходила в моей читалке ;-).
   В принципе с оценками выставленными казанцами  я  согласен,
но необходимы маленькие разъяснения. Эта  игра  была  задумана
C.Ситским (известным вам по игре ARCANOID) в 1990 году, а  мо-
жет быть и раньше, поэтому все писалось в расчете на БК10  без
расширения ОЗУ и всяких там дисководов, не говоря уже  о  вин-
честере. Создавалась она авторским коллективом в кружке инфор-
матики, в который я очень изредка заглядывал (раза  три,  пока
его не прикрыли).
   В 1994 году кружок закрыли, к тому же ребята собирались пе-
рейти на IBM. У меня оказалась игра в  недоделанном  варианте:
была куча глюков в основном ядре, убогие  меню,  отсутствовало
какое-либо музыкальное сопровождение. Быстренько устранив глю-
ки, я попытался предложит игру фирме Альтек (тогда они находи-
лись на Шмытовском), но они почему-то  отказались.  Я  отложил
игру в долгий яшик.
   И вот наконец в октябре 1996 года я показал эту игру Вадиму
Новаку (АльтПро), он высказал желание ее приобрести, но в  та-
ком виде ее ни мне, ни ему, распространять не хотелось. И я на
два месяца засел за БК, доведя игру  до  современного  уровня:
впервые были реализована музыка и  эффекты  на  COVOX;  сделан
дисковый загрузчик для MKDOS, позволяющий  слушать  музыку  на
COVOX даже не БК10 с доп. ОЗУ 8кБт.
   К сожалению управление так и осталось не измененным, ходить
можно только по двум направлениям, что связано с  ограничением
памяти, потому что есть всего один блок спрайтов для  движения
Conana, который в зависимости от направления  переворачивается
в ту или иную сторону. Даже на первый взгляд, кому не нравится
управление, поиграв полчаса привыкают к нему.
   И еще один момент в обработке клавиатуры. Существует проме-
жуточная версия, в которой клавиатура обрабатывается без  пре-
рываний, поэтому чувствуется задержка в  обработке  клавиш.  В
окончательной версии введен механизм "псевдо-прерывания"  (см.
RETURN5).
   Что касается крутых эффектов, то их  действительно  нет,  -
это не от того, что у меня нет фантазии, просто не было време-
ни на их реализацию.
   Конечно в игре чего-то не хватает  (драки  со  стражниками,
полноценного движения по всем направлениям...),  но  даже  без
этих мелочей,я думаю эта игра найдет достойное место среди игр
на БК.
   Если бы нашелся хороший  художник можно было бы  переделать
игру для работы на БК11М в полном варианте (движение  по  всем
направлениям, более навороченные лабиринты...) Но к  сожалению
у меня практически нет на это времени.

    ┌──────────────────┐
════╡ 5. Stereo-COVOX  ╞════════════════════════════════════════
    └──────────────────┘

   В поддержку к идее С.Л.Исакова о стере-COVOXe, мной написа-
но 3 варианта поигрывалки SPC-файлов для него. По сравнению  с
моно-COVOXом удалось добиться более высокого качества. Инстру-
менты приводятся к семи-битному виду, но в звуковой канал мик-
шируется не более двух голосов, а из-за стерео-звука эффектив-
ная гормкость повышается. В стерео варианте хорошо звучит  ди-
намичная заполненная музыка.

            Подключайте стерео-COVOX - это круто!

    ┌──────────────────────┐
════╡ 6. Ремонт клавиатуры ╞════════════════════════════════════
    └──────────────────────┘

   У новых клавиатур (МС 7008) есть одно слабое  место  -  это
тонкие токоведущие дорожки (кажется, они  делаются  с  помощью
напыления или осаждения серебра или какого-то  токопроводящего
материала). Нередко эти проводники выходят из строя при частом
перегибании при разборке БК или если по  ним  случайно  слегка
провести чем-нибудь острым.
   До сих пор, я считал это неустранимым дефектом, но один мой
знакомый посоветовал мне один интересный способ восстановления
работоспособности клавиатуры.
   Вскрываем БК. Отсоединяем клавиатуру от панели, выкрутив  2
винта с одной стороны и ослабив 2 с другой.  Снимаем  железную
крышку закрывающую пленку, открутив все шурупы (6  штук  вроде
бы). Клавиатура состоит из трех пленок: на двух находятся  то-
коведущие дорожки, а одна используется в  качестве  прокладки.
Расслаиваем эти 3 пленки и выясняем, в каких дорожках  произо-
шел обрыв (желательно пользоваться каким-нибудь тестером, а не
только на глаз).
   Далее найдя место обрыва, прокалываем тонкой иголкой дорож-
ку, отступив от места обрыва в обе стороны.  Подбираем  медный
проводок по диаметру проколотого отверстия.  Вставляем  его  и
загибаем с обоих концов как показано на рисунке. Можно  слегка
выгнуть пленку вместе с проводом, надавив на середину вверх, а
на края вниз.
   Если все заработало, капните немного лака на провод со сто-
роны, обратной дорожке, но не в коем случае не на концы прово-
да, подсоединенные к дорожке, иначе вы рискуете нарушить  кон-
такт.

   Данный способ восстановления был проверен мной на практике,
и принес прекрасный результат: две из двух дорожек восстанови-
лись и работают вот уже вторую неделю.

                     Направление
                       прокола
                          │       ┌─Обрыв
                          ↓       │
  Дорожка──┐          ────┐       ↓      ┌────
           └→■■■■■■■■■■■■■│■■■■■■■ ■■■■■■│■■■■■■■■■■■■■■
           ┌→▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓│▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓│▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓
   Пленка──┘              └────*****─────┘
                           ↑    ↑
               Проволока───┘    └───Лак

   Можно посоветовать еще один метод, но при  своей  эффектив-
ности, он весьма трудоемок и долог по времени. Он  заключается
в химическом или электрическом  осаждении  меди  (серебра)  из
раствора медного купороса (фиксажа от проявленных фотопленок).
Это всего лишь теория, может кто попробует.

    ┌──────────────────────┐
════╡ 7. Системный раздел  ╞════════════════════════════════════
    └──────────────────────┘

   Заглянув в программу EMAB фирмы Riter я обнаружил, что  они
совершенно не умеют пользоваться командой ADD. Поэтому  я  ре-
шил напомнить всем, что эти команда складывает числа без учета
знака (простое двоичное сложение столбиком).  Для  того  чтобы
складывать отрицательные числа, они должны быть представлены в
дополнительном коде (надеюсь все знают, что  это  такое).  Все
перечисленные замечания относятся и команде SUB (умеют ли  они
ей пользоваться ;-).

   Если вам необходимо создать массив одинаковых команд (часто
используется в демонструшках), то совсем не обязательно ломать
голову над кодом этой команды, можно сделать проще:

        MOV     (PC)+,(R1)+     ;R1-указатель адреса в массиве
        MOV     (R0)+,(R1)+     ;заносимая в массив команда

   Таким же образом занести команду по адресу можно, прибегнув
к такому приему:

        MOV     (PC)+,@(PC)+
        MOV     (R0),R1         ;заносимая команда
        .WORD   ADR             ;адрес для занесения

   Для установки признака, не равного нулю можно  использовать
команду:

        MOV(B)  (PC),ADR        ;ADR адрес признака

   Этот способ гораздо удобнее, часто  применяемого  INC  ADR.
Кстати, глюк после 256-кратного нажатия клавиши  КТ  в  первых
версиях VorteX'a был именно из-за этого INCB'a.

   Для перехода, в зависимости от кода содержащегося в  регис-
тре, можно прибегнуть к такому способу:

        ASL     R1      ;код 0-...
        ADD     R1,PC
        BR      A0      ;перейти, если R1=0
        BR      A2      ;перейти, если R1=1
        BR      A3      ;перейти, если R1=2
        . . . . . . . . . . . . . . . . . .

   Как-то раз, просматривая книгу В.Лина "PDP-11 и VAX-11. Ар-
хитектура ЭВМ и программирование на языке ассемблера", я обна-
ружил программу "пузырьковой"  сортировки,  которая  сортирует
массив данных так, что элементы с  меньшими  значениями  будут
"всплывать" к меньшим адресам.  Эта программа может  быть  по-
лезна для сортировки массива в алфавитном порядке (справедливо
только для латинского алфавита, но не для русского).

SORT:   MOV     #MASS,R1        ;указатель верха данных
        MOV     #LEN,R2         ;кол-во чисел
        ASL     R2              ;
        TST     -(R2)           ;
        ADD     R1,R2           ;указатель низа данных
1:      MOV     R2,R0           ;R0-рабочий регистр
2:      CMP     (R0),-(R0)      ;сравнить соседние элементы
        BGE     4               ;> с учетом знака
3:      MOV     (R0)+,R3        ;меньшее число в R3
        MOV     (R0),-(R0)      ;большее опустить ниже
        MOV     R3,2(R0)        ;меньшее-поднять выше
4:      CMP     R0,R1           ;сравнить R0 с ук.верха
        BGT     2               ;пройти по всему массиву
        TST     (R1)+           ;сдвинуть указатель верха
        CMP     R1,R2           ;прошли по всему массиву
        BLT     1               ;нет, следующий круг

        .END

   Пример:

MASS:   .WORD   6,-5,-1,0,3,7,-6,1

   Полученный результат:

MASS:   .WORD   -6,-5,-1,0,1,3,6,7

════════════════════════════════════════════════════════════════

                                       14.04.1997

             Тимофеев Андрей - Terra software Inc.

     142103  г.Подольск Александровский проезд д.15/41 кв.2

════════════════════════════════════════════════════════════════


 
Всё об «Электроника БК0010(-01), БК0011(М)»! » Газеты | Документации | Статьи | Журналы » Газеты на «БК001x» » «Return» » «Return 6» [14.04.1997] (Автор: Terra software Inc. [Тимофеев А.А.])
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

-=RUS=-
ICQ: 320867225
asr-corp@yandex.ru
bk001x@yandex.ru